Электроакустическая музыка (Electroacoustic music) — вид электронной музыки, создаваемой путём манипуляций с предварительно записанными или генерируемыми звуками. Обычно такая музыка хранится на электронных носителях информации и воспроизводится при помощи громкоговорителей, то есть без непосредственного участия человека-исполнителя, хотя вполне допустимо и её «живое» исполнение непосредственно на какой-либо концертной сцене.
Понятие «электроакустическая музыка» традиционно ассоциируется с теми академическими формами «технической музыки», которые имеют выраженную экспериментальную специфику и альтернативную направленность.
В среде музыкантов, поле профессиональной деятельности которых включает в себя различные жанры и формы электронной музыки, электроакустическую музыку относят к одному из направлений академической электронной музыки.
Возникновение
Электроакустическая музыка начала утверждаться в середине 20-го века как естественное продолжение конкретной музыки в общем контексте «мутации» европейской школы академической музыки в сторону иного композиторского мышления, связанного с резким усилением в нём роли и значения сонорики, алеаторики, стохастики, сериальной техники (включая додекафонию), сериализма (структурализма), пуантилизма и т. д.
Специфика
В отличие от обычной акустической музыки, в музыке
электроакустической чрезвычайно важное (если не первостепенное) значение
имеет работа над самим звуковым материалом: над созданием с помощью
различных электронных устройств и современных компьютерных технологий
новых, «искусственных» музыкальных звуков, сонорных состояний, сложных
звуковых текстур и т.д.
При этом в качестве «музыкальных» в электроакустической музыке могут рассматриваться звуки любой природы и любого происхождения.
Эволюционирование
В середине 70-х годов XX века к электроакустической музыке, наряду с конкретной, примкнула также и «компьютерная музыка» (Computer music).
В определённой степени к эстетической концепции, характеризуемой термином «электроакустика», приблизились также и некоторые экспериментальные и альтернативные направления «молодёжной» музыки («индастриал», «саундскэйп» и т. п.), которые развивались в контексте различных авангардных движений (футуризм, дадаизм и сюрреализм) и опирались прежде всего на работу с шумами и тембрами.
Разновидности
В значительной степени (с некоторыми оговорками) синонимом термина «электроакустическая музыка» является широко распространённый в академических кругах термин «акусматическая музыка» (Musique acousmatique, Acousmatic music) — музыка, источник звука которой скрыт от слушателя. Среди музыкантов существуют некоторые разногласия, связанные с тем, относить ли данный термин к стилю музыкальной композиции или к виду восприятия музыки.
Разновидностью электроакустической музыки, получившей наибольшее распространение в США, является «магнитофонная музыка» или «музыка для плёнки» (Tape music). Представители
К наиболее известным композиторам, работавшим в области электроакустической музыки, с той или иной степенью творческой причастности к ней, относятся: Эдгар Варез, Лучано Берио, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Бруно Мадерна, Луиджи Ноно, Дьёрдь Лигети, Макс Мэтьюс, Милтон Бэббитт, Анри Пуссёр, Дитер Кауфман, Пьер Булез, Эдисон Денисов, Эдуард Артемьев и другие.
|