Меню сайта |
|
![](/.s/t/331/11.gif) |
All about E. music |
|
![](/.s/t/331/11.gif) |
Electric Dance |
|
![](/.s/t/331/11.gif) |
Поиск |
|
![](/.s/t/331/11.gif) |
Облако тегов |
|
![](/.s/t/331/11.gif) |
Посещаемость |
|
![](/.s/t/331/11.gif) |
|
Industrial
Индастриал (industrial —
«промышленный») — музыкальное направление, отличающееся выраженной
экспериментальностью и особой эстетикой механических и других
промышленных звуков.
История
Если заглянуть глубже в
историю возникновения данного стиля, то можно узнать, что уже в 1913
году в труде композитора-футуриста Луиджи Руссоло «L’arte dei rumori»
(«Искусство шумов», «The Art Of Noises» — такое же название впоследствии
взяла себе известная музыкальная группа) прослеживаются некоторые
элементы идеологии современного индастриала. Также большой вклад в
развитие идеологической основы внесли Эрик Сати, Пьер Шеффер и другие
представители футуризма. Советский композитор Авраамов сыграл большую
роль в развитии индастриала благодаря своему революционному по меркам
20-х годов ХХ века сочинению «Симфония гудков». Однако окончательно
индастриал оформился в 1974 году в Англии. Этому способствовала группа
Throbbing Gristle, основавшая лейбл Industrial Records, по названию
которого и был назван стиль. Хотя есть другое расхожее мнение, что этим
названием пионеры индастриала отделяли свою музыку от музыки прошлого,
бывшей по их выражению «более аграрной» (намек на
промышленно-индустриальную революцию в Англии XVII века). Изначально
индастриал был не только музыкальным направлением, но и идеологическим
(где основным методом стала т. н. «шоковая тактика»). В период с 1974 по
1981 год появляется множество музыкантов и групп этой направленности во
всех частях света. Среди них наиболее известны Бойд Райс (NON),
Einstuerzende Neubauten, SPK, Merzbow и др. Они составили т. н.
«классический индастриал». Но популярным направление так и не стало.
Throbbing
Gristle распались в 1981 году, заявив о завершении «индустриальной»
эпохи и начале «пост-индустриальной». Для музыкантов это означало смену
тактики, произошёл переход от industrial к post-industrial. Бывшие
участники Throbbing Gristle образовали несколько новых проектов,
звучание которых сильно изменилось по сравнению с TG. Другие
«классические» индустриальные группы (такие как SPK и Einstuerzende
Neubauten) также перешли на «новую стратегию», появились и совершенно
новые проекты. Пост-индустриальная музыка стала менее агрессивна,
однако, вся та радикальность вылилась в музыкальные эксперименты и
неслыханную изобретательность. Теперь post-industrial музыканты
совмещают старый индустриальный подход с другими направлениями музыки:
танцевальной, фольклорной, ритуальной.
Концептуальные корни
Корни
индустриальной идеологии уходят в традиции радикальной литературы и
художественных перформансов, которые, в свою очередь, берут свое начало в
футуризме, возникшем в начале века. Там же берут свое начало также и
индустриальная тактика и методы. Историки искусства XX века обычно
ссылаются на протосюрреалистский театр абсурда Альфреда Жари (Alfred
Jarry) Ubu Roi, действовавший в Париже в 1896 году, как на
родоначальника перформансов. Филиппо Маринетти, чей «Футуристический
манифест» был опубликован в 1909 году, подхватил провокационистский жезл
в своей пьесе «Roi Bombance», написанной в 1905 году. Желание
провокации играло основу «Первого итальянского футуристического
движения», а затем было удачно воплощено дадаистами и сюрреалистами.
Политика всех трех движений (футуризм, дадаизм и сюрреализм) могла
сильно различаться в то время, однако при взгляде из сегодня, важными
остаются только общие черты.
Все три движения были ответами на
тогдашние реалии, ответы были разными. Футуризм противопоставлял
традиции динамизм, технологию и патриотический милитаризм.
Сюрреалистское позитивное видение «прогресса» получило некоторые отклики
среди ранних индустриальных музыкантов. Однако, если большинство
индустриальных музыкантов (даже такие технофилы, как Kraftwerk) имели
довольно иронический и циничный взгляд на вклад науки в историю,
футуристы себе такого никогда не позволяли — Маринетти праздновал
Индустриальную революцию совершенно серьёзно и без тени иронии. Схожесть
дадаизма и индустриальной культурой менее двусмысленна. Ярость
дадаистов была инспирирована Первой мировой войной, как наибольшим
проявлением общественной банальности. Их реакция имела много общего с
индустриальным искусством — это была попытка найти эстетику там, где
большинство находит только злость. Для дадаистов это означало
примитивистскую абстрактную живопись и перформансы в Cabaret Voltaire в
Цюрихе, которые включали в себя бессловесную звуковую поэзию.
Индустриальная музыка очень сильно обращается к важнейшим вопросам
сегодняшнего дня: социальной отчужденности, иллюзиям, созданным
средствами массовой информации и преподносящимся вместо реальности,
невозможности морали в культуре, в которой традиционные символы морали
потеряли свою силу.
Музыкальные корни
Идея
использования шума как музыкального элемента берет свое начало в
манифесте итальянского футуриста Луиджи Руссоло (Luigi Russolo)
«Искусство шумов», опубликованном в 1913 году. Сам по себе манифест
художника Руссоло был инспирирован работами композитора-футуриста
Балилла Прателла (Balilla Pratella), чей «Технический манифест
футуристической музыки» (1911 год) содержал следующую фразу: «[Музыка]
должна передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов,
океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов. Все это
должно присоединять к великой центральной теме поэмы область машин и
победную сферу электричества». Собственная музыка Прателла была гораздо
более консервативная, чем можно предположить по его словам. Ещё за
несколько лет до Прателла более известные классические композиторы
начали рассуждать о развитии музыки. В 1907 году Ферруччио Бусони
(Ferruccio Busoni) писал в «Наброске к новой музыкальной эстетике»: «В
каком направлении следует направить следующий шаг? К абстрактному звуку,
свободной технике и неограниченному тональному материалу». Бусони также
не реализовал этот следующий шаг, однако это сделали Шёнберг, Айвз и
Кауэлл (Cowell), с 1907 по 1919 годов экспериментировавшие с музыкой,
которая путем нарастания атональности быстро перерастает в диссонанс, а
также (в случае Кауэлла) со способами методами использования старых
инструментов.
Отдельно нужно упомянуть и Александра Скрябина,
пытавшегося в 20-х годах создать собственный музыкальный строй и
экспериментировавшего с взаимодействием звука и света. Индустриальные
музыканты, кстати, отдают ему долг уважения — Дженезис Пи-Орридж, к
примеру, в разное время записал две крупноформатных вещи, в одной из
которых были использованы музыкальные принципы, сформулированные
Скрябиным («Mouth of the knight»), а другая была посвящена его памяти
(«Scriabianism»).
Непосредственные предшественники
С
середины 60-х и в Европе и в Америке начала складываться музыкальная
сцена уже непосредственно предвещающая возникновение индустриальной
музыки. Все больше музыкантов начали использовать свободные музыкальные
формы, импровизации, электронные инструменты и новаторские методы,
позаимствованные из мира академического авангарда, а также сочетать
музыку с перформансами и светом/видео. Вместе с тем, их музыкальные
эксперименты все дальше выходили за рамки рок-музыки, становившейся уже к
тому времени консервативной.
К концу 60-х в Европе появился
прогрессив-рок и его немецкая разновидность kraut-rock, представленная,
кроме Can, такими артистами, как Tangerine Dream, Faust, Neu, Cluster,
Klaus Schulze с его ранним проектом «Ash Ra Temple». Из негерманских
«прогрессивных» артистов следует особо выделить Hawkwind, Pink Floyd и
Роберта Фриппа (Robert Fripp). В 68-м году в Нью-Йорке начал действовать
дуэт Silver Apples, сочетавший в своей музыке машиноподобные
электронные осцилляторы и психоделические поп-ритмы. Также необходимо
отметить Брайана Иноу, подобно Ф. Заппе и Шукаю вышедшего из мира
авангардной музыки и сыгравшего в 70-х огромную популяризаторскую роль.
Ещё
одна немецкая группа, которую необходимо здесь упомянуть — AMM.
Музыканты начинали играть в середине 60-х, как группа свободной джазовой
импровизации, однако вскоре познакомились с Карлхайнцем Штокхаузеном и в
их музыке начало появляться все больше элементов, заимствованных из
академического авангарда. Все больше изменяясь, в середине-конце 70-х
AMM органично вписались в индустриальную сцену и стали классикой
«импровизационного индастриала».
Кроме того, к 1970 году
появились три группы, начавшие играть «индастриал» ещё до появления
собственно самого «индастриала». Имееются в виду The Residents,
экспериментировавших с гитарным нойзом и урбанистическими шумами,
Kraftwerk, сочетавшие психоделические минималистические синтезаторные
мелодии с жёстким машинным поп-ритмом и Sand, по сути дела начавшие
играть «ambient» ещё до его изобретения Иноу и Throbbing Gristle.
Возникновение индастриала
В
качестве даты возникновения «индастриала» обычно называется два
варианта — 1974 (год оформления собственно музыкального направления) или
1976 (год возникновения самого термина «industrial music»). В 1974
будущие музыканты Throbbing Gristle Дженезис Пи-Орридж и Кози Фанни
Тутти (Cosey Fanni Tutti), ещё в составе перформанс-группы COUM
Transmissions записали саундтрек к одному из своих перформансов под
названием «Throbbing gristle» (в 95-м году эта запись была издана
немецким лейблом Dossier Records уже как альбом группы Throbbing
Gristle). Другие два будущих участника Throbbing Gristle Питер
Кристоферсон (Peter Christopherson) и Крис Картер (Chris Carter)
присоединились к COUM Transmissions несколько позже — Картер в 75-м, а
Кристоферсон в 76-м году). В том же 1974 году была сделана первая запись
ещё одной из «главных» индустриальных групп — Cabaret Voltaire.
Итак,
лейбл Industrial Records, давший начало и название индустриальной
культуре был основан, и первой пластинкой, изданной на нём, стала LP
Throbbing Gristle «Second Annual Report» Как явление, «индустриальная
музыка» и «индустриальная культура» оформились примерно к 1978—1979
годам, когда известность Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire приобрела
достаточно серьёзные масштабы. Они перестали быть стилем одной группы
и по всему миру начали возникать индустриальные группы и артисты. К
примеру, SPK в Австралии, Z’ev и Бойд Райс (Boyd Rice, известный также
как NON), в Америке, Einsturzende Neubauten и движение «Гениальные
дилетанты» в Германии, Merzbow в Японии и т. д.
Распавшиеся в
1981 году Throbbing Gristle заявили о завершении «индустриальной» эпохи и
начале «пост-индустриальной». Другие «классические» индустриальные
группы также перешли на «новую стратегию». Пост-индустриальная музыка
стала менее агрессивна и радикальна, однако вылилась в музыкальные
эксперименты и проникла во многие жанры поп- и рок-музыки, была взята на
вооружение многими, ставшими впоследствии знаменитыми коллективами (к
примеру, Depeche Mode на своём знаменитом альбоме 1984 года вживую
записали удары об рельс, и сами клипы сняли в индастриал-стиле).
Индастриал оказал большое влияние на дальнейшее развитие музыки в мире.
Многими
рок-исполнителями разных стилей видеоклипы снимаются именно в
стилистике «индастриал» — съёмки в фабричных корпусах и на заброшенных
заводах, демонстрация впечатляющих машин и механизмов — как отражение
механистичности и индустриальности современной цивилизации.
|
Категория: История | Добавил: Lluvia (19.01.2012)
|
Просмотров: 2014 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Форма входа |
|
![](/.s/t/331/11.gif) |
|